О проекте
Юрий Прожога,
директор ООО «Курган дизайн»,
член Союзов журналистов
и фотохудожников России,
дизайнер, иллюстратор.
О проекте Метакурган лучше всех написала искусствовед Светлана Кулакова. Читайте ниже текст её статьи из городского литературно-художественного альманаха «Курган.Текст» №1 2021
«МЕТАКУРГАН» ЮРИЯ ПРОЖОГИ
![Image](/images/kurgantext/svetlanakulakoiva.png)
Искусствовед, музейный специалист, куратор художественных выставок. Член Союза художников России с 2000 года; член правления КРО ВТОО «СХР» с 2016 года. Член АИС (Ассоциация искусствоведов России) с 2010 года. С 1985 года работает в Курганском областном художественном музее. В настоящее время — в должности ведущего научного сотрудника. Лауреат Областной молодежной премии (1995), поощрительной губернаторской премии в составе редколлегии журнала «Музей и мы» (2001), Областной премии в области культуры и искусства в составе творческой группы (2008).
Заметки искусствоведа
Всё-таки как много в осуществлении задуманного зависит уже от самого названия проекта! Как говорится, «как вы лодку назовете, так она и поплывет». Дизайнерский проект Юрия Прожоги «Метакурган» уже успешно воплощается в жизнь. А его лаконичное и емкое название позволяет широко и интересно интерпретировать все, что появляется из-под «бойкого пера» и «пальца на айпаде» этого талантливого и очень современного художника.
![](/images/kurgantext/metakurgan12.jpg)
Мое первое знакомство с Метакурганом получилось спонтанным и весьма неожиданным. На презентацию этого проекта в Юговке я не попала из-за привычной круговерти дел и забот в музее. Лишь в общих чертах слышала о нем от самого Юры и видела ряд опубликованных им снимков в соцсетях.
И вот просто нечаянную радость испытала этим летом, когда мне пришлось обойти пол-Кургана в поисках подарка для гостившей у меня подруги. Светкина семья уже много лет фанатеет от керамических кружек с достопримечательностями российских городов.
![](/images/kurgantext/metakurgan02.jpg)
В глубине души теплилась надежда, что сам бог велел этому музею обзавестись достойными памятными артефактами о нашем Кургане. Видимо, оценив мой обреченно-унылый взгляд на крохотную витрину в кассе с безвкусными магнитами, ее хозяйка движением фокусника извлекла откуда-то на свет божий пару кружек с рисунками. Вот тут-то я и почувствовала себя вновь маленькой девочкой, которую неожиданно осчастливили подарком — мечтой всей ее сознательной жизни.
Знакомый облик дома-музея декабристов предстал на одной из кружек обжитым и очень приветливым, во многом благодаря шутливому изображению его владельца, декабриста Михаила Михайловича Нарышкина, вышедшего на веранду в ожидании гостя. Кошка на перилах машет лапкой, повторяя приветственный жест хозяина. А вот и сам гость — пробираясь через курганские сугробы, спешит на встречу с товарищем по ссылке Николай Иванович Лорер. Об этом нам ненавязчиво сообщает в подписи к рисунку его автор — Юрий Прожога. И вот уже воображение услужливо подсказывает нам картины предстоящей встречи: литературно одаренный Лорер читает Нарышкиным свои новые стихи или играет любимые пьесы на клавикордах хозяйки дома, а может, будучи великолепным рассказчиком, вспоминает увлекательные истории из своей жизни...
![](/images/kurgantext/metakurgan13.jpg)
На другой кружке был запечатлен уютный заснеженный двор возле дома декабриста Розена, больше известный курганцам как Детская школа искусств по улице Советской. Не зря эта улица изначально называлась Дворянской: здесь располагались усадьбы респектабельных жителей города. И барон Андрей Евгеньевич Розен, хоть и лишенный как опальный декабрист званий и чинов, поселился на этой улице в симпатичном доме с просторным садом, уходу за которым он посвятил немало времени. Если бы не авторская надпись на кружке, мы бы, наверное, не сразу догадались, что изображенный во дворе смешной мужичок, в огромных валенках, с метлой, и есть хозяин дома, тот самый барон Розен. Жизнь в ссылке, в глухой сибирской провинции усмирила родовую гордыню его светлости и заставила отказаться от многих аристократических привычек. К примеру, почему бы самому не размести сугробы во дворе, вдыхая полной грудью свежий морозный воздух и заставляя быстрее бежать по жилам свою дворянскую кровь?
Этот добрый юмор художника, его почти дружеский взгляд на известных в истории города персонажей были настолько подкупающими своей почти детской непосредственностью, что, вручая обещанный подарок подруге, я с сожалением расставалась с этими чудными авторскими вещами от Юрия Прожоги. И вот уже вскоре я с восторгом разглядывала и перебирала Юрины постеры и открытки из его любимого детища — проекта «Метакурган», в изобилии выставленные на продажу посетителям нашего художественного музея. Тут и серьезное просветительское издание — комплект открыток «Декабристы в Кургане», где, кроме портретных изображений декабристов, на лицевой стороне каждой открытки автор разместил фрагменты живописных и графических произведений на тему декабристского восстания, а также фрагменты снимков старого Кургана, выполненных фотографом А. И. Кочешевым на рубеже XIX-XX веков. И хотя здесь заметно несоответствие времени декабристов, думается, что наш провинциальный Курган мало изменился за полвека после того, как основная часть декабристов покинула наш город.
![](/images/kurgantext/metakurgan05.jpg)
Весомым добавлением к историко-биографической информации на обороте открыток стали изображения фамильных гербов ряда декабристов, военной формы полков, где они служили, высоких наград за отвагу в боях и даже рисунки А. С. Пушкина (в связи с биографией В. К. Кюхельбекера) и М. Ю. Лермонтова, дружившего с декабристом В. Н. Лихаревым. Стоит отметить и представленный на открытке декабриста М. А. Назимова спроектированный им для Кургана (ныне утраченный) Богородице-Рождественский собор.
Еще один комплект открыток «Курган купеческий. XIX век» — своеобразная историческая реконструкция домовладений купеческого сословия, столь уважаемого при жизни и так много сделавшего для своих земляков и славы нашего города. За прошедшую сотню лет почти стерлась память о благих делах курганских купцов, обветшали и их дома без рачительного хозяйского присмотра. А ведь были времена, когда они были украшением Кургана, предметом гордости их владельцев. К счастью, даже немногие сохранившиеся из них как раз и придают особое очарование и своеобразие сегодняшнему Кургану.
![](/images/kurgantext/metakurgan07.jpg)
Юрий Прожога намеренно сохранил в своих открытках современный облик бывших купеческих домов, как немногих отреставрированных или слегка облагороженных, так и со следами разрухи от времени или от рук людей. Вместе с тем художник населил свой Курган персонажами из позапрошлого XIX века, и это смешение времен составляет, пожалуй, главную интригу комплекта. Если в некоторых открытках со стаффажными костюмированными фигурами, лошадьми с извозчиками на колясках это смешение почти незаметно, а «Дом купца Дунаева» и вовсе воспринимается как сказочный зимний пейзаж с резным деревянным чудо-теремом (ныне Детская школа искусств по ул. Климова), то в других открытках внимательному взгляду зрителя откроются многие современные детали. Это кондиционеры на фасаде торгового дома купца Марка Дунаева; вывеска Курганской телерадиокомпании и изуродованные обрубки-деревья при входе в магазин купца В. И. Окладовикова; современные железные решетки на окнах, электронное табло для бегущей строки и размашистое граффити на двери жилого дома купца Даниила Соловьева; наконец, вызвавшее столько дискуссий мозаичное изображение святого А. Невского на усадьбе купцов Березиных, появившееся буквально в прошлом году.
А вот очевидцами мемориальной доски на доме городского головы Федора Шветова, установленной в 2019 году, Юрий Прожога сделал самого уважаемого Федора Васильевича и двух извозчиков. Кроме них, доску разглядывает современная семья с собачкой. Не сразу и догадаешься, кто из них гости — из будущего или из прошлого?
В этом комплекте художник еще не раз проявит свою любовь к изобразительным парадоксам и завидное чувство юмора. Например, в открытке с административным зданием винокуренного завода Д. И. Смолина предстает «оживший» памятник его владельцу, открытый в 2000-ом году, а в открытке с домом купца Дунаева зрителя приветствует лапой неведомо откуда взявшийся большой белый медведь. Волшебным новогодним настроением проникнуты зимние курганские мотивы: «Дом Федора Остапца» и «Усадьба купца Кропанина». Комплект открыток сопровождает шутливая памятка от автора с немного неуклюжими стихами в духе ярмарочного балагана.
Еще один примечательный комплект — почтовые карточки «Герман Травников. Семь дней до Нового Года». Даже не зная, что в доме по ул. Горького, 74 проживает самый известный курганцам художник, невозможно не обратить внимание на этот дом, больше похожий на сказочный старинный замок. Жители дома напротив и просто прохожие часто могут наблюдать, как из его калитки выходят многочисленные гости, которых хозяин провожает до самых дверей, а сам он то привозит картины, то увозит. Иногда его видят с большой папкой и дорожными сумками. А еще он любит заниматься своим садом-огородом, наводить чистоту на крыльце и в маленьком уютном дворике. Вот уже много лет Герман Алексеевич дружит с Юрием Прожогой. Взаимное уважение и интерес к творчеству друг друга поддерживают обоих: одного — молодой энергией, другого — советами мастера. Оба художника наделены отменным чувством юмора и ценят его в других.
![](/images/kurgantext/metakurgan03.jpg)
Сюжеты семи открыток просты, они все перечислены в коротком предисловии автора: «У народного художника много дел: нужно сходить на пленэр, почистить снег у калитки, покормить снегиря с балкона, украсить елку во дворе, встретить Деда Мороза, зажечь звезды... Восьмая открытка: Герман Алексеевич в мастерской встречает Новый год». В центре внимания автора сам дом художника с узнаваемыми деталями декора: ярким витражным окном и изображением облетающего одуванчика — своего рода визитки Германа Травникова. Меняются лишь освещение и цветовое решение пейзажей, да занятия хозяина дома. Юрий Прожога сумел передать до боли знакомый облик художника в забавной долговязой фигурке, появляющейся во дворе своей мастерской, как всегда, в одном лишь костюме несмотря на мороз. Есть в этих открытках и новогоднее настроение, и какое-то доброе, почти детское восприятие мира, присущее как автору, так и его герою.
В открытках и постерах, посвященных Юрием современному Кургану, использовано больше разнообразных выразительных средств: композиция в них часто динамична и фрагментарна, художник любит неожиданные ракурсы, резкие контрасты света и тени. Все это вносит в изображения интригу, рождает неожиданные образные ассоциации. В некоторых художник поднимается до философских размышлений, как, например, в пейзаже «Курган. Троицкая площадь», где разгулявшаяся метель и злая поземка, кажется, готовы смести недостроенный храм на площади, будто его никогда здесь и не было...
Не обошел Юрий Прожога и темы курганских подворотен и неухоженных дворов: «Центр у нас божественно красив, но если удаляешься от центра — попадаешь в другую „эстетику“, в этакие пятьдесят оттенков серого. С годами эта другая „эстетика“ становится привычной, милой картинкой, в которой возникает своя внутренняя метафизическая красота. Мозг постепенно эстетизирует неблагозвучную картину». В самом деле, многие городские пейзажи в постерах художника окрашены в лирические тона и просто ностальгически красивы.
«Я особо не заморачиваюсь и работаю, как придётся: мышкой в векторах, пальцем на айпаде, традиционно тушью, пером, кистью, карандашом, углём, соусом, сангиной... et cetera.
Бывает с натуры, бывает с фотографии, бывает компиляция серии фоток, бывает, с гугл стрит вью, бывает со старых набросков, бывает, присочиняю. Главное — конечный результат», — делится секретами своей творческой кухни Юрий Прожога.
![](/images/kurgantext/metakurgan08.jpg)
Возвращаясь к теме прожогинского юмора и его любви ко всяческим парадоксам, так ярко проявившимся в этом проекте, хотелось бы вспомнить о пресловутом и вездесущем постмодернизме, в орбиту которого включается все больше курганских художников. В отличие от многих из них, у Юрия Прожоги это получается очень органично и стильно, хотя постмодернизм — это не столько стиль, сколько мироощущение. Вот и в проекте «Метакурган» он заимствует, цитирует» в процессе создания своих изображений фрагменты и элементы произведений других авторов: художников, скульпторов, фотографов.
Однако по-своему «перефразирует» их в зависимости от цели и сюжета. Его парадоксальные сочетания несочетаемого вопреки логике времени и реальности тоже весьма уместны — на то и метафизика как внутренний движущий лейтмотив его проекта. Наконец, очень вольное, часто шутливое обращение со знаковыми персонажами, даже культовыми фигурами для наших соотечественников, не оскорбительно и не вызывает негативного восприятия. Напротив, хрестоматийные, подчас уже «забронзовевшие» исторические личности становятся человечнее и ближе нам, вызывая теплые дружеские чувства и улыбки. Это касается, прежде всего, серий «Пушкин бродит по Кургану» и «Декабристы-оптимисты». Просто замечательные откровения художника — добрые, веселые, оригинальные и неподражаемые!
Идеи, одна интересней другой, теснятся в воображении неутомимого на выдумки художника. «Мозаики Кургана», которые отрисовываю в векторной программе и параллельно рисую как живописец, отразят всё монументальное богатство города и скрупулёзно точно и с графичными живыми дублями. «Курганъ. Амальгама времени» — переработанные Открытка из серии «Пушкин бродит по Кургану» и отрисованные старые дагерротипы с видами Кургана. Курган купеческий» — некая перекличка времён, где ныне существующие постройки помещаются в антураж прошлого. «Градостроительный ансамбль центральной площади города Кургана» — отразит неоклассическую архитектуру центра. «Азбука Кургана» — графический алфавит города. «Курган хтонический» — этакая сермяга. Когда говорят «русская хтонь», обычно имеют в виду грязь, разруху и уныние. Но в живописном виде это становится, кроме слепка времени, ещё и образом, постепенно уходящим. «Пушкин бродит по Кургану» — весёлая история приключений Пушкина в Кургане, который приехал в гости к Кюхельбекеру и заодно гуляет по городу, попадая в различные передряги. «Курган, который был» — «Звёздный», «Родина», «Прогресс», старая филармония, трактор у планетария, костёр у Детского парка, «сковорода» в горсаду, пароходы на Тоболе, катамараны на Битёвке... «Двенадцать башен Кургана» — 3D-дизайн городских башен. «Декабристы-оптимисты» — забавные оптимистичные истории, связанные с каждым бедолагой, отбывавшим ссылку в этом месте. «Ребятам-курганятам» — мои курганские воспоминания детства в картинках: мультавтобус в Детском парке, катание на льдинах, прыжки с тарзанки, «Зарница» в ЦПКиО, игры на гаражах и стройках... Словом, в ближайшие два года намерен по существующим эскизам воплотить двадцать тематических идей, сформировав всеаспектный многоликий всеохватный во времени и пространстве облик города для любых слоёв публики. Это долгосрочная перспектива«, — делится своими планами Юрий Прожога.
«Метакурган» — поистине мегапроект! В продолжение космических ассоциаций с его названием хочется выразить надежду, что со временем наш Курган превратится в настоящую метагалактику, а не останется каким-то НЛО на метароссийских мегапросторах. И, безусловно, художественно-образовательный проект Юрия Прожоги сыграет в этом процессе просто неоценимую роль.
![](/images/kurgantext/metakurgan10.jpg)
P.S. Пока писалась эта статья, пришло радостное известие. Три набора открыток Юрия Прожоги: «Декабристы в Кургане», «Курган купеческий. XIX век» и «Герман Травников. Семь дней до Нового года», — стали финалистами окружного этапа Всероссийского конкурса «Туристический сувенир» — Большой Урал 2021, проходившего 22-23 октября в Екатеринбурге. Два набора заняли призовые места:
открытки с Травниковым — 1-е место в категории «Сувенир музея» и открытки с декабристами — 2-е место в этой же категории. Обе серии посвящены, соответственно, Курганскому областному художественному музею им. Г. А. Травникова и Дому-музею декабристов в Кургане. Эти открытки получили право на участие в общенациональном финале Всероссийского конкурса «Туристический сувенир», который пройдет 10–12 декабря в Саранске. Поздравляем Юрия и желаем ему новых творческих побед и проектов!