Иконки Кургана

    Иконки Кургана — это:
    — пиктографический иконкостас среды;
    — город в его чертёжно-графическо-архитектурно-исторической красоте;
    — графическая ДНК города, полимерная молекула из 340... иконок-нуклеотидов;
    — полноценный культурно-исторический путеводитель;
    — ключ для запуска культурной эволюции Кургана и его жителей;
    — «Ваби-саби», непритязательная красота и умиротворение одиночества;
    — архитектоника невидимого города.

    История родного города, к которой хочется прикоснуться

    Юрий Прожога — о своём новом проекте «Иконки Кургана»

    В начале мая 2019 года курганский художник и дизайнер Юрий Прожога объявил о создании новой рубрики проекта «Метакурган» — «Иконки Кургана». В рамках акции, приуроченной к юбилею города, он планирует создать 340 векторных иконок — именно столько лет исполнится Кургану в августе. По словам автора, это «пиктографический иконкостас нашего города, где в лапидарной форме представлены культурно-исторические достопримечательности и архитектурные особенности».



    Векторные «Иконки Кургана» значительно отличаются по манере исполнения от работ в предыдущей рубрике «Метакургана», которая и положила начало концепту. Ранее Прожога рисовал скетчи, акварельные панорамы и карикатуры с видами города — в основном это были так называемые «портреты домов». Автор признаётся, что переход от растровой живописи к векторной графике связан с новым взглядом на городскую архитектуру.

    «Сосредоточившись на частном, не видишь общего, — говорит Юрий. — Когда рисуешь отдельные дома, трудно определить очертания самого города, поэтому внутри «Метакургана» пришлось затеять отдельную рубрику. В ней архитектоника Кургана видна полностью и сразу. Это, собственно, и есть концепция — увидеть и показать город в его чертёжно-графическо-архитектурно-исторической красоте».


    Эскиз принта «Городская азбука» на футболке.

    Похожая идея — «на мгновение остановиться и по-новому посмотреть на знакомые с детства дома» — лежит в основе проекта «Старый Курган», направленного на популяризацию культурного наследия города. Его соавтор Андрей Вагин считает, что «Иконки Кургана» успешно выполняют аналогичную задачу и позволяют зрителю проследить за историческими изменениями визуальной среды — при этом сама «задумка, безусловно, проста и гениальна», поскольку «можно заполнить городское и интернет-пространство лёгкой информацией в формате простых фактов о месте, событии или персоне».

    «Когда восприятие людей становится фрагментарным, это гораздо удобнее и порой лучше для погружения, чем длинный текст — но как сделать визуализацию, образы и формы проще для восприятия? Мне кажется, Юра Прожога нашёл адекватный формат, — убеждён Андрей. — У меня раньше были мысли о «Силуэтах истории» — упрощённых для восприятия объектах архитектуры города, но когда за дело берётся профессионал, получается гораздо круче».


    Проект спичечных этикеток с революционной историей Кургана.

    Сам Прожога, описывая свой проект, прибегает даже к биологическим терминам: «Это некая графическая ДНК города, полимерная молекула из 340 иконок-нуклеотидов. Изменяя их код, мы можем получить разные смыслы и состояния самой молекулы». Он также подчёркивает, что «Иконки Кургана» — не просто набор декоративных элементов, а полноценный культурно-исторический путеводитель, в то время как «каждая иконка — это функция отдельного атома временно-пространственной системы одного небольшого евразийского города».

    «В проекте будут представлены здания и памятники, уничтоженные временем: например, Троицкий собор или «Пионерский костёр» у Детского парка. На некоторых иконках можно увидеть прежние облики современных зданий, восстановленные по архивным фотографиям. Кроме того, собираюсь полностью отразить зодчество Троицкой улицы (ныне — Куйбышева) вместе со всеми остальными объектами культурного наследия — их в списке 167», — делится творческими планами Юрий.

    Объекты культурного наследия Кургана на билбордах.
    Объекты культурного наследия Кургана на билбордах. 

    По мнению Андрея Вагина, у «Иконок Кургана» есть ещё одна важная функция: «Графическое переосмысление города, его восприятие через разные формы и стили — это способ «выдернуть» горожан из обыденности. Именно «городская иконкография» Юры Прожоги может стать одним из ключей для запуска культурной эволюции Кургана и его жителей». Он, как и Прожога, считает, что внимания достойны не только знаменитые достопримечательности, но и местные артефакты.

    Дизайн значков с иконками Кургана.
    Дизайн значков с иконками Кургана.

    «Центр у нас великолепен, но если удаляешься от центра, то переносишься в пространство другой эстетики, где с годами возникает своя внутренняя метафизическая красота. И в этой метафизике Курган прекрасен», — говорил Юрий в интервью городской газете «Курган и курганцы».

    В чём же заключается уникальная прелесть Кургана, которая покорила художника? Прожога отмечает, что город характерен горизонтальной вытянутостью, панорамностью, широтой, стремлением расползтись по сторонам, но это — лишь на первый, общий взгляд. «Если же посмотреть на Курган, так сказать, под микроскопом, то открываются вычурность старинной архитектуры, изгибчивость и арочность элементов. Горизонталь перестаёт быть статичной, волнуется, покрывается узором, акцентируется пунктиром, рябит и расцветает своей разнообразной геометрией», — восхищается Юрий.

    Серия «Объекты культурного наследия Кургана». Универсальный эскиз для стикеров, магнитов, спичечных этикеток.
    Серия «Объекты культурного наследия Кургана». Универсальный эскиз для стикеров, магнитов, спичечных этикеток.

    Видеть прекрасное в простом и привычном — редкое умение. Впрочем, по-мнению художника, разглядеть очарование в знакомых очертаниях и оценить гармонию городских элементов может каждый — нужно только захотеть. В японском языке существует понятие «ваби-саби», сочетающее в себе непритязательную красоту и умиротворение одиночества. Ваби-саби как мировоззрение характеризует способность человека воспринимать прекрасное в его естестве и несовершенстве. Согласно философии дзен, его истинное понимание недостижимо посредством языка, поэтому наиболее подходящими являются несловесные способы выражения. Юрий Прожога нашёл свой способ признаться Кургану в любви — вернее, целых 340.


    Памятники не горят.

    Автор бестселлера «Японское искусство непостоянности» Эндрю Джунипер пишет: «Если объект возбуждает в нас чувство светлой меланхолии или духовной жажды — можно сказать, что он ваби-саби. Эта философия — альтернатива сегодняшнему миру, быстро меняющемуся и ориентированному на массовость. Ваби-саби напоминает нам, что нужно замедлиться и поискать комфорт в простых вещах, окружающих нас». Пожалуй, именно об этом напоминает всем и проект «Иконки Кургана».


    Постепенное заполнение пустоты.



    Текст: Артём Прожога.