О проекте



Юрий Прожога,

директор ООО «Курган дизайн», член Союзов журналистов и фотохудожников России, дизайнер, иллюстратор, карикатурист.

 

О проекте Метакурган лучше всех написала искусствовед  Светлана Кулакова.
Читайте ниже текст её статьи из городского литературно-художественного альманаха «Курган.Текст» №1/2021



«МЕТАКУРГАН» ЮРИЯ ПРОЖОГИ

Image
Светлана Кулакова

Искусствовед, музейный специалист, куратор художественных выставок. Член Союза художников России с 2000 года; член правления КРО ВТОО «СХР» с 2016 года. Член АИС (Ассоциация искусствоведов России) с 2010 года. С 1985 года работает в Курганском областном художественном музее. В настоящее время — в должности ведущего научного сотрудника. Лауреат Областной молодежной премии (1995), поощрительной губернаторской премии в составе редколлегии журнала «Музей и мы» (2001), Областной премии в области культуры и искусства в составе творческой группы (2008).

Заметки искусствоведа 

Всё-таки как много в осуществлении задуманного зависит уже от самого названия проекта! Как говорится, «как вы лодку назовете, так она и поплывет». Дизайнерский проект Юрия Прожоги «Метакурган» уже успешно воплощается в жизнь. А его лаконичное и емкое название позволяет широко и интересно интерпретировать все, что появляется из-под «бойкого пера» и «пальца на айпаде» этого талантливого и очень современного художника.

Метакурган. Коротенькая приставка к древнему имени нашего города, на мой взгляд, подчеркивает его архаичность и придает его образу почти космическое звучание, окружая романтическим ореолом таинственности. Сам же Юрий Прожога так поясняет смысл своего названия: «В основе названия проекта „Метакурган“ лежит греческая частица „мета“. Она обозначает смену состояний замкнутой системы». Да, всё течет, всё меняется... И наш Курган как замкнутая в пространстве и времени система постоянно испытывает метаморфозы: в архитектурном облике, менталитете, традициях и быте своих жителей. Начиная проект, Юрий Прожога ставил перед собой художественно-образовательные задачи: «в интересной рисованной форме отражать всевозможные аспекты жизни города, его истории, объекты культурного наследия, создание новой мифологии и так далее».

 
Весьма скромная красота городского ландшафта, невеликое множество сохранившихся памятников старинного зодчества, можно сказать, зачаточный современный архитектурный дизайн и печать неизбывного провинциализма на всем, что касается эстетического вкуса... И все же, несмотря ни на что, мы любим наш город с детства, словно оправдывая чью-то давнюю мудрость: «Самая сильная любовь — не за что-то, а вопреки всему»... Должно быть, это же искреннее чувство и нацелило Юрия Прожогу на столь масштабный творческий проект, включивший в себя не только скетчи и многодельную компьютерную живопись и графику в виде постеров и наборов авторских открыток, но и принты на футболках, цифровые изображения на кружках и значках, календарях и магнитах, книжных закладках и спичечных этикетках. И все это посвящено нашему Кургану, старому и сегодняшнему, находящемуся в том самом промежуточном, длящемся метасостоянии, которое так любовно и образно, с неповторимыми авторскими интонациями запечатлел Юрий Прожога. 

Мое первое знакомство с Метакурганом получилось спонтанным и весьма неожиданным. На презентацию этого проекта в Юговке я не попала из-за привычной круговерти дел и забот в музее. Лишь в общих чертах слышала о нем от самого Юры и видела ряд опубликованных им снимков в соцсетях. 

И вот просто нечаянную радость испытала этим летом, когда мне пришлось обойти пол-Кургана в поисках подарка для гостившей у меня подруги. Светкина семья уже много лет фанатеет от керамических кружек с достопримечательностями российских городов. 
 
Коллекция кружек оккупировала уже изрядное место в их скромных апартаментах, потеснив на полках шкафов одежду и книги, и даже святая святых — безделушки, подаренные многочисленными Светкиными учениками. Усталая, раздосадованная, что до сих пор у нас нет приличных сувениров с местным колоритом, я заглянула в прохладную прихожую бывшей усадьбы купцов Березиных, а ныне музея истории города. 
 


В глубине души теплилась надежда, что сам бог велел этому музею обзавестись достойными памятными артефактами о нашем Кургане. Видимо, оценив мой обреченно-унылый взгляд на крохотную витрину в кассе с безвкусными магнитами, ее хозяйка движением фокусника извлекла откуда-то на свет божий пару кружек с рисунками. Вот тут-то я и почувствовала себя вновь маленькой девочкой, которую неожиданно осчастливили подарком — мечтой всей ее сознательной жизни. 

Знакомый облик дома-музея декабристов предстал на одной из кружек обжитым и очень приветливым, во многом благодаря шутливому изображению его владельца, декабриста Михаила Михайловича Нарышкина, вышедшего на веранду в ожидании гостя. Кошка на перилах машет лапкой, повторяя приветственный жест хозяина. А вот и сам гость — пробираясь через курганские сугробы, спешит на встречу с товарищем по ссылке Николай Иванович Лорер. Об этом нам ненавязчиво сообщает в подписи к рисунку его автор — Юрий Прожога. И вот уже воображение услужливо подсказывает нам картины предстоящей встречи: литературно одаренный Лорер читает Нарышкиным свои новые стихи или играет любимые пьесы на клавикордах хозяйки дома, а может, будучи великолепным рассказчиком, вспоминает увлекательные истории из своей жизни... 
 


На другой кружке был запечатлен уютный заснеженный двор возле дома декабриста Розена, больше известный курганцам как Детская школа искусств по улице Советской. Не зря эта улица изначально называлась Дворянской: здесь располагались усадьбы респектабельных жителей города. И барон Андрей Евгеньевич Розен, хоть и лишенный как опальный декабрист званий и чинов, поселился на этой улице в симпатичном доме с просторным садом, уходу за которым он посвятил немало времени. Если бы не авторская надпись на кружке, мы бы, наверное, не сразу догадались, что изображенный во дворе смешной мужичок, в огромных валенках, с метлой, и есть хозяин дома, тот самый барон Розен. Жизнь в ссылке, в глухой сибирской провинции усмирила родовую гордыню его светлости и заставила отказаться от многих аристократических привычек. К примеру, почему бы самому не размести сугробы во дворе, вдыхая полной грудью свежий морозный воздух и заставляя быстрее бежать по жилам свою дворянскую кровь? 

Этот добрый юмор художника, его почти дружеский взгляд на известных в истории города персонажей были настолько подкупающими своей почти детской непосредственностью, что, вручая обещанный подарок подруге, я с сожалением расставалась с этими чудными авторскими вещами от Юрия Прожоги. И вот уже вскоре я с восторгом разглядывала и перебирала Юрины постеры и открытки из его любимого детища — проекта «Метакурган», в изобилии выставленные на продажу посетителям нашего художественного музея. Тут и серьезное просветительское издание — комплект открыток «Декабристы в Кургане», где, кроме портретных изображений декабристов, на лицевой стороне каждой открытки автор разместил фрагменты живописных и графических произведений на тему декабристского восстания, а также фрагменты снимков старого Кургана, выполненных фотографом А. И. Кочешевым на рубеже XIX-XX веков. И хотя здесь заметно несоответствие времени декабристов, думается, что наш провинциальный Курган мало изменился за полвека после того, как основная часть декабристов покинула наш город. 
 


Весомым добавлением к историко-биографической информации на обороте открыток стали изображения фамильных гербов ряда декабристов, военной формы полков, где они служили, высоких наград за отвагу в боях и даже рисунки А. С. Пушкина (в связи с биографией В. К. Кюхельбекера) и М. Ю. Лермонтова, дружившего с декабристом В. Н. Лихаревым. Стоит отметить и представленный на открытке декабриста М. А. Назимова спроектированный им для Кургана (ныне утраченный) Богородице-Рождественский собор. 

Еще один комплект открыток «Курган купеческий. XIX век» — своеобразная историческая реконструкция домовладений купеческого сословия, столь уважаемого при жизни и так много сделавшего для своих земляков и славы нашего города. За прошедшую сотню лет почти стерлась память о благих делах курганских купцов, обветшали и их дома без рачительного хозяйского присмотра. А ведь были времена, когда они были украшением Кургана, предметом гордости их владельцев. К счастью, даже немногие сохранившиеся из них как раз и придают особое очарование и своеобразие сегодняшнему Кургану. 
 

Юрий Прожога намеренно сохранил в своих открытках современный облик бывших купеческих домов, как немногих отреставрированных или слегка облагороженных, так и со следами разрухи от времени или от рук людей. Вместе с тем художник населил свой Курган персонажами из позапрошлого XIX века, и это смешение времен составляет, пожалуй, главную интригу комплекта. Если в некоторых открытках со стаффажными костюмированными фигурами, лошадьми с извозчиками на колясках это смешение почти незаметно, а «Дом купца Дунаева» и вовсе воспринимается как сказочный зимний пейзаж с резным деревянным чудо-теремом (ныне Детская школа искусств по ул. Климова), то в других открытках внимательному взгляду зрителя откроются многие современные детали. Это кондиционеры на фасаде торгового дома купца Марка Дунаева; вывеска Курганской телерадиокомпании и изуродованные обрубки-деревья при входе в магазин купца В. И. Окладовикова; современные железные решетки на окнах, электронное табло для бегущей строки и размашистое граффити на двери жилого дома купца Даниила Соловьева; наконец, вызвавшее столько дискуссий мозаичное изображение святого А. Невского на усадьбе купцов Березиных, появившееся буквально в прошлом году. 

А вот очевидцами мемориальной доски на доме городского головы Федора Шветова, установленной в 2019 году, Юрий Прожога сделал самого уважаемого Федора Васильевича и двух извозчиков. Кроме них, доску разглядывает современная семья с собачкой. Не сразу и догадаешься, кто из них гости — из будущего или из прошлого? 

В этом комплекте художник еще не раз проявит свою любовь к изобразительным парадоксам и завидное чувство юмора. Например, в открытке с административным зданием винокуренного завода Д. И. Смолина предстает «оживший» памятник его владельцу, открытый в 2000-ом году, а в открытке с домом купца Дунаева зрителя приветствует лапой неведомо откуда взявшийся большой белый медведь. Волшебным новогодним настроением проникнуты зимние курганские мотивы: «Дом Федора Остапца» и «Усадьба купца Кропанина». Комплект открыток сопровождает шутливая памятка от автора с немного неуклюжими стихами в духе ярмарочного балагана.

Еще один примечательный комплект — почтовые карточки «Герман Травников. Семь дней до Нового Года». Даже не зная, что в доме по ул. Горького, 74 проживает самый известный курганцам художник, невозможно не обратить внимание на этот дом, больше похожий на сказочный старинный замок. Жители дома напротив и просто прохожие часто могут наблюдать, как из его калитки выходят многочисленные гости, которых хозяин провожает до самых дверей, а сам он то привозит картины, то увозит. Иногда его видят с большой папкой и дорожными сумками. А еще он любит заниматься своим садом-огородом, наводить чистоту на крыльце и в маленьком уютном дворике. Вот уже много лет Герман Алексеевич дружит с Юрием Прожогой. Взаимное уважение и интерес к творчеству друг друга поддерживают обоих: одного — молодой энергией, другого — советами мастера. Оба художника наделены отменным чувством юмора и ценят его в других. 
 

Сюжеты семи открыток просты, они все перечислены в коротком предисловии автора: «У народного художника много дел: нужно сходить на пленэр, почистить снег у калитки, покормить снегиря с балкона, украсить елку во дворе, встретить Деда Мороза, зажечь звезды... Восьмая открытка: Герман Алексеевич в мастерской встречает Новый год». В центре внимания автора сам дом художника с узнаваемыми деталями декора: ярким витражным окном и изображением облетающего одуванчика — своего рода визитки Германа Травникова. Меняются лишь освещение и цветовое решение пейзажей, да занятия хозяина дома. Юрий Прожога сумел передать до боли знакомый облик художника в забавной долговязой фигурке, появляющейся во дворе своей мастерской, как всегда, в одном лишь костюме несмотря на мороз. Есть в этих открытках и новогоднее настроение, и какое-то доброе, почти детское восприятие мира, присущее как автору, так и его герою. 

В открытках и постерах, посвященных Юрием современному Кургану, использовано больше разнообразных выразительных средств: композиция в них часто динамична и фрагментарна, художник любит неожиданные ракурсы, резкие контрасты света и тени. Все это вносит в изображения интригу, рождает неожиданные образные ассоциации. В некоторых художник поднимается до философских размышлений, как, например, в пейзаже «Курган. Троицкая площадь», где разгулявшаяся метель и злая поземка, кажется, готовы смести недостроенный храм на площади, будто его никогда здесь и не было... 

Не обошел Юрий Прожога и темы курганских подворотен и неухоженных дворов: «Центр у нас божественно красив, но если удаляешься от центра — попадаешь в другую „эстетику“, в этакие пятьдесят оттенков серого. С годами эта другая „эстетика“ становится привычной, милой картинкой, в которой возникает своя внутренняя метафизическая красота. Мозг постепенно эстетизирует неблагозвучную картину». В самом деле, многие городские пейзажи в постерах художника окрашены в лирические тона и просто ностальгически красивы. 

«Я особо не заморачиваюсь и работаю, как придётся: мышкой в векторах, пальцем на айпаде, традиционно тушью, пером, кистью, карандашом, углём, соусом, сангиной... et cetera. 

Бывает с натуры, бывает с фотографии, бывает компиляция серии фоток, бывает, с гугл стрит вью, бывает со старых набросков, бывает, присочиняю. Главное — конечный результат», — делится секретами своей творческой кухни Юрий Прожога. 


Возвращаясь к теме прожогинского юмора и его любви ко всяческим парадоксам, так ярко проявившимся в этом проекте, хотелось бы вспомнить о пресловутом и вездесущем постмодернизме, в орбиту которого включается все больше курганских художников. В отличие от многих из них, у Юрия Прожоги это получается очень органично и стильно, хотя постмодернизм — это не столько стиль, сколько мироощущение. Вот и в проекте «Метакурган» он заимствует, цитирует» в процессе создания своих изображений фрагменты и элементы произведений других авторов: художников, скульпторов, фотографов. 

Однако по-своему «перефразирует» их в зависимости от цели и сюжета. Его парадоксальные сочетания несочетаемого вопреки логике времени и реальности тоже весьма уместны — на то и метафизика как внутренний движущий лейтмотив его проекта. Наконец, очень вольное, часто шутливое обращение со знаковыми персонажами, даже культовыми фигурами для наших соотечественников, не оскорбительно и не вызывает негативного восприятия. Напротив, хрестоматийные, подчас уже «забронзовевшие» исторические личности становятся человечнее и ближе нам, вызывая теплые дружеские чувства и улыбки. Это касается, прежде всего, серий «Пушкин бродит по Кургану» и «Декабристы-оптимисты». Просто замечательные откровения художника — добрые, веселые, оригинальные и неподражаемые! 

Идеи, одна интересней другой, теснятся в воображении неутомимого на выдумки художника. «Мозаики Кургана», которые отрисовываю в векторной программе и параллельно рисую как живописец, отразят всё монументальное богатство города и скрупулёзно точно и с графичными живыми дублями. «Курганъ. Амальгама времени» — переработанные Открытка из серии «Пушкин бродит по Кургану» и отрисованные старые дагерротипы с видами Кургана. Курган купеческий» — некая перекличка времён, где ныне существующие постройки помещаются в антураж прошлого. «Градостроительный ансамбль центральной площади города Кургана» — отразит неоклассическую архитектуру центра. «Азбука Кургана» — графический алфавит города. «Курган хтонический» — этакая сермяга. Когда говорят «русская хтонь», обычно имеют в виду грязь, разруху и уныние. Но в живописном виде это становится, кроме слепка времени, ещё и образом, постепенно уходящим. «Пушкин бродит по Кургану» — весёлая история приключений Пушкина в Кургане, который приехал в гости к Кюхельбекеру и заодно гуляет по городу, попадая в различные передряги. «Курган, который был» — «Звёздный», «Родина», «Прогресс», старая филармония, трактор у планетария, костёр у Детского парка, «сковорода» в горсаду, пароходы на Тоболе, катамараны на Битёвке... «Двенадцать башен Кургана» — 3D-дизайн городских башен. «Декабристы-оптимисты» — забавные оптимистичные истории, связанные с каждым бедолагой, отбывавшим ссылку в этом месте. «Ребятам-курганятам» — мои курганские воспоминания детства в картинках: мультавтобус в Детском парке, катание на льдинах, прыжки с тарзанки, «Зарница» в ЦПКиО, игры на гаражах и стройках... Словом, в ближайшие два года намерен по существующим эскизам воплотить двадцать тематических идей, сформировав всеаспектный многоликий всеохватный во времени и пространстве облик города для любых слоёв публики. Это долгосрочная перспектива«, — делится своими планами Юрий Прожога. 

«Метакурган» — поистине мегапроект! В продолжение космических ассоциаций с его названием хочется выразить надежду, что со временем наш Курган превратится в настоящую метагалактику, а не останется каким-то НЛО на метароссийских мегапросторах. И, безусловно, художественно-образовательный проект Юрия Прожоги сыграет в этом процессе просто неоценимую роль. 
 
 


P.S. Пока писалась эта статья, пришло радостное известие. Три набора открыток Юрия Прожоги: «Декабристы в Кургане», «Курган купеческий. XIX век» и «Герман Травников. Семь дней до Нового года», — стали финалистами окружного этапа Всероссийского конкурса «Туристический сувенир» — Большой Урал 2021, проходившего 22-23 октября в Екатеринбурге. Два набора заняли призовые места: 
открытки с Травниковым — 1-е место в категории «Сувенир музея» и открытки с декабристами — 2-е место в этой же категории. Обе серии посвящены, соответственно, Курганскому областному художественному музею им. Г. А. Травникова и Дому-музею декабристов в Кургане. Эти открытки получили право на участие в общенациональном финале Всероссийского конкурса «Туристический сувенир», который пройдет 10–12 декабря в Саранске. Поздравляем Юрия и желаем ему новых творческих побед и проектов!